НОВОСТИ

Анализ проекта Постановления Государственной Думы об амнистии

Анализ проекта Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступление небольшой и средней тяжести в сфере экономики»


16 марта 2022 года в Государственную Думу был внесен проект Постановления «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступление небольшой и средней тяжести в сфере экономики». Согласно действующей статье 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.


Законодатель мотивировал данную инициативу тем, что в условиях санкций экономическую деятельность предпринимателей нужно прежде всего направлять на организацию отечественных предприятий, а возбужденные уголовные дела в отношении них станут тормозом для экономики.

Согласно проекту, данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Срок, в течение которого разрешено применение амнистии, установлен в 6 месяцев, в течение которых амнистии подлежат лица, совершившие небольшой и средней тяжести преступления в сфере экономики до дня вступления в силу Постановления. Соответственно, амнистии не подлежат те деяния, которые были совершены уже в период действия Постановления. Если же лицо совершило преступление в период амнистии, а выявили это уже после окончания этого периода, то такие лица амнистированы не будут.

Кто и как будет амнистирован


Амнистия применима только к лицам, которые впервые осуждены к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести. Отметим, что для большинства лиц, отбывающих наказание, обнадеживающих перспектив нет, амнистия коснулась только тех, кто отбывает реальное лишение свободы, другие виды наказаний амнистия не затрагивает. В этом и проявляется ее узкая направленность. Очевидно, в таких условиях число амнистированных будет небольшим и не коснется лиц, которым, например, назначен штраф. Возможно, это лишь недоработка проекта Постановления, которая может быть исправлена в итоговом Постановлении. Иначе получается, что лицу выгоднее получить реальное лишение свободы и попасть под амнистию, чем получить более мягкое наказание, но при этом отбывать его в полном объеме.

Лица будут освобождены от уголовной ответственности, от наказания, а также с них будет сниматься судимость. Кроме этого, если на день вступления в силу Постановления у лица есть неисполненные дополнительные наказания, он освобождается от их исполнения.

В проекте Постановления не решен вопрос об освобождении амнистированного лица от обязанности возместить вред, причиненный преступлением, как, например, в Постановлении ГД от 24.04.2015 № 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», где было прямо указано, что амнистированное лицо не освобождается от обязанности возместить причиненный преступлением вред.


Преступления, подлежащие амнистии


Перечень преступлений, за совершение которых лица будут амнистированы:

1.       Мошенничество  (от 2 500 рублей до крупного размера – до 250 000 рублей), мошенничество с причинением значительного ущерба (определяется с учетом имущественного положения гражданина, но не может быть менее 5000 рублей ) и так называемое «предпринимательское мошенничество» ( с причинением значительного ущерба в сумме не менее 10 000 рублей) , а также мошенничество с использованием электронных средств платежа ( от 2500 до 250 000 рублей) и растрата ( от 2500 до 250 000 ) (части 1,2,5 статьи 159, части 1,2 статьи 159.3, части 1,2 статьи 160 УК РФ).

2.      Осуществление незаконной предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии с извлечением дохода в крупном или особо крупном (от 2 250 000 до 9 000 000 рублей) размере (статья 171, часть 1,1 статьи 171.1 УК РФ).

3.      Злостное уклонение руководителем организации или гражданином от погашения кредиторской задолженности в крупном размере (от 2 250 000 рублей), ответственность за которое предусмотрена статьей 177 УК РФ.

4.      Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания и других знаков, совершенное неоднократно с причинением крупного ущерба в размере свыше 250 000 рублей (части 1,2,3 статьи 180 УК РФ).

5.      Совершение налоговых преступлений до дня вступления в силу Постановления. От уголовной ответственности или от наказания ( часть 1 статьи 199, часть 1 статьи 199.1 УК РФ) освобождаются лица, уклоняющиеся от уплаты налогов и сборов, либо не исполняющие обязанности налогового агента, и если данные деяния совершены в размере от 15 млн рублей до 45 млн рублей в пределах трех финансовых лет подряд (то есть, если на дату вступления в силу Постановления лицо не уплатило налоги в размере от  15 млн рублей до 45 млн рублей и не истек срок давности привлечения к ответственности).

6.      Сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должно быть обращено взыскание недоимки по налогам в размере от 2 250 000 рублей до 9 000 000 рублей (часть 1 статьи 199.2 УК РФ)

7.      Уклонение лицом от уплаты страховых взносов в сумме, превышающей за период в пределах трех финансовых лет подряд 1 800 000 рублей (крупный размер) или в сумме, превышающей за период в пределах трех финансовых лет подряд 9 000 000 рублей (особо крупный размер) (статья 199.3) и уклонение организацией от уплаты страховых взносов в сумме, превышающей за период в пределах трех финансовых лет подряд 6 000 000 рублей (крупный размер) или в сумме, превышающей за период в пределах трех финансовых лет подряд 30 млн рублей (особо крупный размер) (статья 199.4 УК РФ)
8.      Использование руководителем организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. (часть 1 статьи 201 УК РФ).

Механизм реализации


Общий порядок применения амнистии заключается в том, что уголовные дела, находящиеся в производстве органов следствия и дознания, прекращаются на основании пункта 3 части 1 статьи 27, части 1 статьи 254 УПК РФ вследствие акта об амнистии, если преступления были совершены до дня вступления в силу данного Постановления. Если же уголовные дела уже находятся в производстве судов, но судебное разбирательство по ним не начато, они также подлежат прекращению.

Освобождение от ответственности в связи с актом амнистии возможно только с согласия обвиняемого (часть 2 статьи 27 УПК РФ), а при наличии возражения, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке с вынесением обвинительного (но с освобождением от наказания по акту амнистии) или оправдательного приговора.
Если же акт амнистии был издан во время судебного разбирательства, то в таком случае суд доводит судебное разбирательство дела до конца, а при вынесении обвинительного приговора освобождает осужденного от отбывания наказания с учетом акта амнистии (часть 2 статьи 84 УК РФ, часть 6 статьи 302 УПК РФ). Согласно проекту Постановления в отношении осужденных, освобожденных от наказания, судимость тоже снимается. В целом, вопрос о снятии судимости с амнистированных лиц оставлен на усмотрение законодателя (часть 2 статьи 84 УК РФ).

Решение о прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии не влечет за собой право лица на реабилитацию, то есть права на возмещение вреда, причиненного уголовным преследованием. Данное решение не подменяет собой приговор суда и не признает виновным или невиновным лицо в совершении преступления.Резюмируя, можно сказать, что существующая редакция проекта Постановления Государственной Думы об амнистии затрагивает только узкую категорию лиц, поэтому на большое количество амнистированных надеяться не стоит. Для достижения качественного эффекта для экономики было бы целесообразнее распространить амнистию и на тех, кто отбывает другие наказания помимо лишения свободы.

2022-03-18 19:56 Новости права Аналитика