НОВОСТИ

Подписали госконтракт, а потом пришла повестка: что вы делаете не так? Основные ошибки при работе с госзаказчиком

Государственные и муниципальные контракты в сфере IT – отличный шанс для российских поставщиков технологических решений. Правда, иногда сами контракты часто попадают в сферу интересов правоохранительных органов. 

Артем Саркисян, адвокат и ведущий юрист АБ «Забейда и партнеры», рассказал, какие действия компаний привлекают внимание правоохранителей. Случаи взяты из его практики.

После февраля IT-индустрии предстояло принять несколько вызовов: справиться с колебаниями экономики и заморозкой крупных проектов, оперативно заменить ушедших иностранных заказчиков — для всего этого бизнесу требуется в первую очередь расширить сферу деятельности. Сделать это можно за счет работы с государством. 
Если раньше госконтракты могли казаться чем-то подозрительным — сегодня это необходимый, а возможно, и единственный шанс на выживание. 
Разберемся, как не стать подозреваемым в преступлении из-за заключенного госконтракта в сфере IT.

Ситуация №1. Аффилированность заказчика и исполнителей

Иногда уголовные риски возникают задолго до начала сделки между госзаказчиком и компанией. По опыту правоприменительной практики, самого факта аффилированности между заказчиком и исполнителем часто достаточно, чтобы возбудить уголовное дело. 
Допустим, генеральный директор IT-компании оказался зятем главы министерства — следователь, изучающий его дело, может предположить, что в тендере на усовершенствование информационных систем он выиграл нечестно. 
Особенно если выявятся нарушения:
  • Техническое задание конкурса было составлено под конкретного исполнителя;
  • Заказчик установил короткий срок публикации закупки, чтобы не допустить к участию другие организации;
  • Компания-заказчик установила размытые критерии оценки, которые позволили победить компании объективно слабее в сравнении с конкурентами. 
Иными словами, мы рассматриваем ситуацию сговора между заказчиком и исполнителем.

Основными индикаторами преступления для правоохранителей будет то, что выполнение работ по госконтракту началось еще до проведения торгов, а в документацию включены условия, сформированные «под конкретную фирму». 
Тем не менее, этого все же недостаточно для доказательства совершения хищения, поскольку сама по себе незаконная победа в конкурсе, если все остальные обязательства перед заказчиком были исполнены, еще не образует состава хищения, хотя и создает риск привлечения должностных лиц госзаказчика.
В итоге, несмотря на то что подрядчик выполнил все обязательства перед заказчиком, а все акты приема-передачи были подписаны обеими сторонами, глава IT-компании-исполнителя все же был привлечен к уголовной ответственности за хищение денежных средств из бюджета — экспертиза установила, что вместо обещанных новых информационных систем были переданы системы 15-летней давности.
Аффилированность должностных лиц может иметь разные причины:
  • Заказчик может быть заинтересован в победе контрагента, потому что раньше уже неоднократно сотрудничал с ним и знает его как надежного партнера. 
  • Заказчик желает победы конкретной организации, поскольку рассчитывает на «откат». 
В последнем случае, поскольку в цену госконтракта «закладывается» стоимость будущего «отката», можно сделать вывод, что установленная цена завышена.

Ситуация №2. Подписание актов выполненных работ до их исполнения 

Действия исполнителя могут считаться мошенническими, если следствие установит, что исполнитель солгал, что условия контракта были полностью выполнены.
Вспомним историю с ООО «Безопасность информационных систем», которое оказывало услуги в сфере разработки, производства и внедрения систем фотовидеофиксации нарушений ПДД. 
Его руководитель был осужден за мошенничество: после заключения госконтрактов он ежемесячно составлял фиктивные акты приема-передачи работ, которые на деле не выполнялись.

Важно: заказчик в таких случаях может быть как соучастником, так и потерпевшим — в зависимости от того, знал ли он о ложных сведениях, которые исполнитель вносил в акты приема-передачи работ.

Ситуация №3. Выполнение работ по завышенным ценам

Завышение цены госконтракта является самым распространенным основанием для уголовного преследования. 
В одном из дел работники таможенной службы сделали так, чтобы в аукционе на оказание технической поддержки Oracle победила конкретная IT-компания. При этом экспертиза показала, что стоимость контракта была завышена на 125 миллионов рублей. 
Неудивительно, что у исполнителя возникает серьезный вопрос: как установить цену госконтракта, чтобы следственные органы не сочли ее завышенной и при этом получить прибыль? 

Разберемся, что понимается под завышением цены

Завышение цены тесно связано с признаком безвозмездности. 
На практике в нее входит не только бесплатная передача имущества, но и случаи, когда за свои деньги потерпевший получает меньшее по стоимости имущество.
Важно понимать, что суды часто признают цены завышенными, даже когда это нормальные рыночные условия. 
Чтобы определить сумму ущерба, нужна финансово-экономическая экспертиза. 
Ее задачи:
  • Проверить обоснованность расходования бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг;
  • Исследовать аукционную документацию: правильно ли определены цены контракта. 
Если эксперт подтвердит, что цена необоснованна, получится доказать причинение ущерба государству. 
Но в рыночных условиях покупная и действительная стоимость имущества отличаются — поэтому невозможно привлечь к уголовной ответственности только за то, что фактическая стоимость не соответствует среднерыночным показателям. Необходимо в каждом конкретном случае выяснять, с чем связано изменение цены.

И хотя на первый взгляд завышенная цена — исключительно проблема заказчика, который эту цену и формирует, действия исполнителя тоже привлекают внимание правоохранительных органов. 
И тщательно проверяются. 
Если завышение стоимости услуг все же выявляется, следствие будет собирать доказательства:
  • Сговора госзаказчика и IT-подрядчика; 
  • Создания специальных условий для победы в конкурсе конкретного исполнителя;
  • Завышения стоимости контракта, в то время как все стороны знали о реальной стоимости работ.

Ситуация №4. Выполнение работ, не соответствующих договору

Еще один случай из моей практики: руководителя компании, которая по контракту производила и поставляла флешки Министерству обороны, обвинили в мошенничестве, поскольку выяснилось, что она закупила их в Китае. 
Поэтому если товар поставляется с меньшей ценностью, чем заявлено в госконтракте, и он представляет меньшую (например, поставка продовольственных товаров не того сорта) или вовсе нулевую ценность (поставка бракованного производственного оборудования) — все это будет считаться мошенничеством или присвоением и растратой.

Как обезопасить себя при работе с госзаказчиком 

Кроме явных плюсов — долгосрочного и стабильного источника дохода — работа с госкомпаниями несет в себе много уголовно-правовых рисков: контроль, как расходуются бюджетные средства, никто не отменял. 
Поэтому если вы ведете коммерческие отношения с государством, следуйте этим рекомендациям:
  1. Перед конкурсом внимательно проверьте, выглядит ли ваше участие прозрачным — лучше, чтобы не было ни намека на аффилированность. 
  2. Составляйте и подписывайте акт, только когда работа будет проделана — даже если вы не сомневаетесь в их исполнении в ближайшее время.
  3. Даже если обязательства действительно были выполнены, следственный орган может рассматривать ваши действия как постпреступное поведение, чтобы избежать уголовной ответственности. 
  4. Всегда предварительно проверяйте, чтобы стоимость контрактов соответствовала рыночным условиям. А если видите превышение, дайте причины
  5. Внимательно смотрите, как в госконтракте формулируется предмет договора. Лучше использовать более детальные и конкретные формулировки — так вы исключите разночтения и обезопасите себя от внимания органов.

Читайте статью на RB.RU.
2022-08-08 17:00 Аналитика Бюро в СМИ Артем Саркисян