Отмывание денег
Коррупционные преступления
Криминальное банкротство
Налоговые преступления
Злоупотребление полномочиями
Присвоение или растрата
Мошенничество
Подлог
Халатность
Превышение или злоупотребление полномочиями
Взяточничество
Консалтинг
Запросы из правоохранительных органов
Учения «Внимание, допрос!»
Мошеннические действия сотрудников
Киберпреступления и кража данных
Преступления в сфере экологии
Налоговые преступления
Выемка
Очная ставка
Допрос
Опрос
Обыск
НОВОСТИ

Мобилизация и военное положение: как изменился Уголовный кодекс Российской Федерации для предпринимателей

24 сентября 2022 года вступил в силу закон, который вводит в Уголовный кодекс РФ понятия мобилизации, военного положения, а также вносит целый ряд иных изменений. Попробуем разобраться, как изменился Уголовный кодекс, и как поправки повлияют на предпринимателей.

Что такое военное положение и мобилизация


Мобилизация в РФ - это комплекс мероприятий по переводу на работу в условиях военного времени:
  • экономики Российской Федерации,
  • экономики субъектов Российской Федерации
  • экономики муниципальных образований,
  • органов государственной власти,
  • органов местного самоуправления
  • организаций.
Также при мобилизации на организацию и состав военного времени переводятся Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.
21 сентября Указом Президента была объявлена частичная мобилизация, что запускает механизмы действия новых поправок в УК РФ.

Военное положение - это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии. Агрессией против РФ признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ.

ПРИМЕЧАНИЕ
Введение в УК РФ понятий мобилизации и военного положения никак не связаны с самими этими процессами, однако теперь совершение каких-либо незаконных действий в период мобилизации или при военном положении будет влиять на квалификацию преступлений.

Нововведения в Общую часть Уголовного кодекса Российской Федерации


Отягчающие обстоятельства
Статья 63 УК РФ дополнена положением о том, что отягчающим обстоятельством будет считаться также совершение преступления в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.

Это значит, что любое преступление, совершенное в период мобилизации или военного положения, будет иметь отягчающее обстоятельство, а следовательно судом может быть назначено более суровое наказание в случае вынесения обвинительного приговора.

Нововведения в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации


ВАЖНО! Во всех нижеизложенных нормах указан специальный субъект, которым чаще всего является руководитель или иное должностное лицо организации вне зависимости от ее организационно-правовой формы, однако необходимо учитывать, что все эти преступления могут быть совершены в соучастии, и в таком случае к ответственности могут быть привлечены не только руководители этих организаций, но и другие сотрудники.

1. Вводится уголовная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа (часть 1 статьи 201.2 УК РФ).

Эта норма преюдициальная, а значит наказание грозит только тем лицам, которые были привлечены к административной ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ (Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа) за год до повторного нарушения условий госконтракта по гособоронзаказу.

Наказание
Наиболее строгий вид наказания предусматривает лишение свободы на срок от 4 до 8 лет.

Кого будут наказывать
Должностное лицо головного исполнителя (например, генерального директора или иное лицо, исполняющее управленческие функции), заключившего с госзаказчиком госконтракт по гособоронзаказу.

Что считается нарушением условий госконтракта
Это несоблюдение условий по количеству, качеству, комплектности поставляемых товаров, качеству выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Например
Исполнитель по гособоронзаказу поставил некачественные комплектующие для производства оружия, или нарушил сроки поставки комплектующих для оборонного предприятия.

Основания для освобождения
Если лицо добровольно устранит нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу (например, заменит некачественное оборудование качественным или дополнительно поставит недостающее количество товара), то оно будет освобождаться от уголовной ответственности.

2. Вводится уголовная ответственность за нарушение должностным лицом головного исполнителя условий госконтракта по гособоронзаказу, повлекшее причинение РФ ущерба в сумме, составляющей не менее 5% цены такого государственного контракта либо договора, но не менее 5 млн рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа (часть 2 статьи 201.2 УК РФ).

По этой норме для привлечения к уголовной ответственности не требуется совершение раннее административного правонарушения, и в отличие от части 1 привлекаться к ответственности в этой ситуации будут только при причинении ущерба в том размере, который предусмотрен статьей или в случае, если нарушение условий госконтракта привело к невыполнению задания гособоронзаказа.

Наказание
Наиболее строгий вид наказания предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет

Кого будут наказывать
Должностное лицо головного исполнителя госконтракта по гособоронзаказу.  

В чем разница между уголовной и гражданско-правовой ответственностью за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу

Разница заключается в умысле.
К уголовной ответственности может быть привлечено лицо только за умышленное нарушение условий госконтракта.

Предположим, если условия госконтракта нарушены из-за отсутствия объективной возможности своевременно поставить продукцию (например, контрагент не поставил необходимое количество комплектующих изделий), то привлечение к уголовной ответственности будет незаконным.

Однако не исключено, что правоприменительная практика, аналогично практике по ст. 14.55 КоАП РФ, может пойти по пути привлечения к уголовной ответственности, даже если умысел должностного лица головного исполнителя на нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу не доказан.

3.  Вводится уголовная ответственность за отказ или уклонение лица от заключения госконтракта по гособоронзаказу либо договора, необходимого для выполнения гособоронзаказа, если заключение такого госконтракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом (статья 201.3 УК РФ).

Наказание
Наиболее строгий вид наказания предусматривает лишение свободы на срок от 4 до 8 лет.

Кого будут наказывать
Должностное лицо организации, для которой госконтракт по гособоронзаказу является обязательным.
По этой статье к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которые ранее привлекались к административной ответственности по ст. 7.29.2 КоАП РФ (Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа).

Что считается отказом или уклонением от госконтракта
Это прямое выражение несогласия заключать госконтракт, а также игнорирование предложения заключить госконтракт на гособоронзаказ, когда он для компании обязателен.

Кто не может отказаться от гособоронзаказа
  • Поставщики российского вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов
  • Единственные поставщики (определяются актами государственных органов и входят в реестр единственных поставщиков)
  • ГУП
  • Иные организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, если претенденты на размещение гособоронзаказа отсутствуют или по результатам такого определения не определен головной исполнитель (то есть если отсутствуют претенденты на исполнение гособоронзаказа).

СПРАВКА
По ст. 7.29.2 КоАП РФ отсутствует практика привлечения к ответственности, в отличие от ст. 14.55 КоАП РФ, по которой в основном привлекают к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, выразившееся либо в просрочке исполнения обязательства, либо в неполной поставке товаров (Решение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2020 года по делу № 21-808/2020; Решение Калужского областного суда 02 октября 2020 года по делу № 21-537/2020).

4. Вводится уголовная ответственность за те же деяния, что и в статье 201.2 УК РФ, о которой говорили ранее, то есть за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа, но с другим специальным субъектом преступления, которым является не должностное лицо головного исполнителя, а должностное лицо государства (статья 285.5 УК РФ).

Часть 1 этой нормы также преюдициальная, а значит наказание грозит только тем лицам, которые были привлечены к административной ответственности за то же деяние по ст. 14.55 КоАП РФ (Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа) за год до повторного нарушения условий госконтракта по гособоронзаказу.

Наказание
Наиболее строгий вид наказания предусматривает лишение свободы на срок от 4 до 8 лет.

Кого будут наказывать
В отличие от статьи 201.2 УК РФ, в статье 285.5 УК РФ субъектом преступления является должностное лицо государства (см. определение должностного лица в Примечании 1 к статье 285 УК РФ).

Например
ГУП умышленно нарушило условие госконтракта на гособоронзаказ и поставило товар 30 октября 2022 года, хотя по условиям госконтракта должно было поставить товар 1 октября 2022 года. В таком случае к уголовной ответственности будет привлекаться руководитель этого государственного унитарного предприятия по статье 285.5 УК РФ.
Если бы исполнителем являлась коммерческая структура, то за нарушение сроков исполнения госконтракта привлекалось бы должностное лицо этой компании, например, генеральный директор, но уже по статье 201.2 УК РФ.

5. Вводится уголовная ответственность за то же деяние, что и в ст. 201.3 УК РФ, то есть за отказ или уклонение лица от заключения госконтракта по гособоронзаказу либо договора, необходимого для выполнения гособоронзаказа, если заключение такого госконтракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом, но с другим специальным субъектом преступления, которым является не должностное лицо головного исполнителя, а должностное лицо государства (статья 285.6 УК РФ).

По этой статье к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которые ранее привлекались к административной ответственности за то же деяние по ст. 7.29.2 КоАП РФ (Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа).

Наказание
Наиболее строгий вид наказания предусматривает лишение свободы на срок от 4 до 8 лет.

Кого будут наказывать
Ответственность по ст. 285.6 УК РФ в отличие от ст. 201.3 УК РФ будет нести специальный субъект – должностное лицо государства.


СПРАВКА
Ранее при выполнении госконтракта по гособоронзаказу у исполнителей уже существовали риски привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями по ст. 201.1 и 285.4 УК РФ. В указанные нормы изменения не вносились, однако важно знать какая предусмотрена ответственность по этим статьям:

Статья 201.1 УК РФ (Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа) предусматривает ответственность за действия управляющего предприятием лица, которое для получения личной выгоды нецелевым образом расходовало денежные средства, выделенные на реализацию гособоронзаказа, если такое расходование причинило существенный вред интересам общества или государства при выполнении гособоронзаказа.

Существенный вред может выражаться, например, в значительных расходах на устранение дефектов, допущенных исполнителем гособоронзаказа при выполнении строительных, ремонтных или иных работ либо при изготовлении и поставке продукции низкого качества. Также существенным вредом признается перенос военных учений или иных мероприятий военного характера из-за нарушения сроков поставок вооружения, военного или иного имущества.

Наказание
Наиболее строгий вид наказания предусматривает лишение свободы на срок от 4 до 8 лет.

Кого будут наказывать
Лицо, выполняющее управленческие функции в указанной коммерческой или некоммерческой организации, которая является головным исполнителем, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. 

Статься 285.4 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа) предусматривает ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении гособоронзаказа.

Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод о том, что наиболее часто суды под существенным нарушением интересов общества и государства понимают нарушение нормальной работы государственных органов, органов местного самоуправления, нарушение основных принципов, закрепленных в Конституции РФ и федеральных законах, а также причинение вреда значительному количеству потерпевших или нарушение интересов неопределенного круга лиц.

Наказание
Наиболее строгий вид наказания предусматривает лишение свободы на срок от 4 до 8 лет.

Кого будут наказывать
Должностное лицо государства.

Аналитика Актуальное Новости права