Мошенничество
Присвоение или растрата
Злоупотребление полномочиями
Налоговые преступления
Криминальное банкротство
Коррупционные преступления
Отмывание денег
Взяточничество
Превышение или злоупотребление полномочиями
Халатность
Подлог
Налоговые преступления
Преступления в сфере экологии
Киберпреступления и кража данных
Мошеннические действия сотрудников
Учения «Внимание, допрос!»
Запросы из правоохранительных органов
Консалтинг
Обыск
Опрос
Допрос
Очная ставка
Выемка
НОВОСТИ

Геополитика или законность: что важнее?

В 2022 году Европейский суд по правам человека принял решение в отношении России по жалобе Салимы Мухамедьяновой, в котором указал, что Россия нарушила запрет пыток и не провела должного расследования преступления, и присудил потерпевшей компенсацию в размере 26 тысяч евро. Однако Генеральная прокуратура РФ отказалась исполнять данное решение ввиду того, что Россия вышла из Совета Европы, а Тверской районный суд г. Москвы отказал в удовлетворении административного иска г-жи Мухамедьяновой к Генпрокуратуре о признании отказа в выплате компенсации, присужденной решением ЕСПЧ, незаконным.

Значит ли это, что все решения ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, Российская Федерация может не исполнять?

Обстоятельства дела

С.С. Мухамедьянова обратилась с жалобой в ЕСПЧ о нарушении органами власти России ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее – Конвенция), предусматривающей запрет пыток.

05 июля 2022 года ЕСПЧ было принято решение об удовлетворении жалобы заявительницы № 35015/18 «С.М. против России. Решение по жалобе было включено в постановление «Курсиш и другие против России», в соответствии с которым Салиме Мухамедьяновой и другим лицам присуждена компенсация.

Для получения компенсации заявительница обратилась в Генеральную прокуратуру РФ. Однако в выплате ей было отказано. Надзорный орган указал, что начиная с 15 марта 2022 года Российская Федерация прекратила свое членство в Совете Европы и в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ постановления ЕСПЧ, принятые и вступившие в законную силу после 15 марта 2022 года не подлежат исполнению на территории Российской Федерации. Идентичные ответы со стороны Генпрокуратуры РФ поступали в адрес всех заявителей, направивших аналогичные обращения после 15 марта 2022 года. Не согласившись с решением Генпрокуратуры заявительница решила оспорить его в судебном порядке.

Тверской районный суд г. Москвы отказал в удовлетворении иска, указав, что решение об отказе в выплате компенсации является законным и обоснованным.

Обоснование правомерности отказа судом

Во-первых, суд указал, что постановление ЕСПЧ в отношении административного истца вступило в силу после 15 марта 2022 года. Таким образом, исходя из того, что Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ определено, что постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации, в иске надлежит отказать.

Во-вторых, признавая довод, что Российская Федерации перестала являться стороной Конвенции 16 сентября 2022 года на основании решения Комитета министров Совета Европы, суд указал «геополитическое обоснование» принятого решения, а именно:

«принимая во внимание сложившуюся геополитическую ситуацию, меры, предпринимаемые Российской Федерацией в целях противодействия угрозам экономического, политического характера, а также учитывая, что объединительный потенциал Совета Европы в настоящее время утратил свой многоотраслевой характер, превратившись в структуру агрессивного насаждения неолиберального подхода к правам человека в нарушение закрепленных в Уставе Совета Европы и базовых конвенциях принципов и ценностей».

На основании этого суд пришел к выводу, что отказ Генеральной прокуратуры РФ в выплате административному истцу компенсации, присужденной решением ЕСПЧ, основан на нормах национального законодательства и соответствует его интересам.

Примечание. В этот же день – 21 декабря 2022 года Тверской районный суд г. Москвы также отказал в удовлетворении аналогичных требований Матвеева В.М. к Генеральной прокуратуре РФ. Суд также отказал в удовлетворении требований со схожим обоснованием, но без ссылки на «геополитические обстоятельства».

Правомерно ли решение суда?

Согласиться с принятым судом решением сложно.

Во-первых, суд не дал надлежащей правовой оценки положений национального законодательства, которые, однако, указаны в тексте судебного решения.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 37 Закон о международных договорах, прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

Применительно к Конвенции порядок ее денонсации установлен статьей 58, из смысла которой следует, что она денонсируется либо как самостоятельный договор, либо же прекращает свое действие в случае выхода из членства в Совете Европы.

Исходя из положений Устава Совета Европы и Конвенции, окончательный и юридический выход России из состава Совета Европы произошел 16.09.2022 г. на основании решения Комитета министров Совета Европы. То есть спустя 6 месяцев после направления Министерством иностранных дел официального заявления о выходе из Совета Европы.

При этом даже в случая выхода государства из Совета Европы необходимо учитывать положения части 2 статьи 58 Конвенции, согласно которой денонсация не освобождает государство от ее обязательств по настоящей Конвенции в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу.

Во-вторых, ссылка на статью 7 Закона от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ не является достаточной для принятия подобного решения. Данная норма противоречит ст. 37 Закона о международных договорах и ст. 58 Конвенции. А поскольку Конвенция действовала до 16 сентября 2022 года, ее положения являются приоритетными по отношению к принятому в июне 2022 года Закону.

Подобный вывод следует из:

  • части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, которой установлен приоритет норм международного права над национальным законодательством
  • пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда, в соответствии с которым правила действующего международного договора РФ, если они были приняты в форме федерального закона, имеют приоритет над законами Российской Федерации.

Отметим, что подобная позиция высказывалась и коллективом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, который указал, что «если согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора (межгосударственного, межправительственного или межведомственного) выражено в форме федерального закона, то такой международный договор Российской Федерации обладает приоритетом применения по отношению к закону, устанавливающему иные правила».

В-третьих, исходя из действующего законодательства, можно однозначно отметить, что не исполнять решение ЕСПЧ можно было только по той причине, что оно противоречит положениям Конституции РФ и/или их исполнение невозможно.

Подобный механизм был введен Конституционным Судом РФ в 2015 году. Однако, как указал КС РФ в постановлении от 14 июля 2015 года №21-П, Россия может в порядке исключения отступить от выполнения возлагаемых на нее обязательств, когда такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции Российской Федерации. Данное разъяснение отвергает и довод Тверского районного суда г. Москвы о «декларативном характере решений ЕСПЧ».

Более того для данной процедуры установлен специальный порядок. Он может быть осуществлен только Конституционным Судом РФ в порядке главы XIII.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ».

Резюмируя, можно сказать, что единственным обоснованием суда является «сложившаяся геополитическая ситуация», «утрата объединительного потенциала Совета Европы», а также «насаждение неолиберального подхода к правам человека в нарушение закрепленных в Уставе Совета Европы и базовых конвенциях принципов и ценностей».

Так что важнее право или геополитика?

Отвечая на поставленный вопрос, можно сказать только одно. Безусловно, права и свободы человека, гарантированные Конституцией РФ и национальным законодательством, – выше политических интересов.

На решение Тверского районного суда г. Москвы подана апелляционная жалоба, которая будет рассмотрена Московским городским судом. Будем следить за дальнейшим развитием событий.

Аналитику подготовил юрист АБ "Забейда и партнеры" Святослав Плотников

Ознакомиться с другими полезными материалами можно на нашем официальном Telegram канале @zabeydapartners по ссылке.
Аналитика Новости права Актуальное