Отмывание денег
Коррупционные преступления
Криминальное банкротство
Налоговые преступления
Злоупотребление полномочиями
Присвоение или растрата
Мошенничество
Подлог
Халатность
Превышение или злоупотребление полномочиями
Взяточничество
Консалтинг
Запросы из правоохранительных органов
Учения «Внимание, допрос!»
Мошеннические действия сотрудников
Киберпреступления и кража данных
Преступления в сфере экологии
Налоговые преступления
Выемка
Очная ставка
Допрос
Опрос
Обыск
НОВОСТИ

Как будут наказывать за госизмену?

25 мая 2022 года в Государственную Думу был направлен законопроект, которым предлагается ужесточить ответственность за ряд преступлений, посягающих на государственную безопасность и не только. Поправки коснутся ответственности за участие граждан РФ в вооруженных конфликтах, государственную измену, сотрудничество с иностранными спецслужбами и многое другое. Спустя всего 11 дней, уже 6 июня профильный думский комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении.

Цель поправок

Проект подготовлен с целью усиления уголовно-правовой охраны национальных интересов РФ, прав и свобод граждан от новых форм преступной деятельности и угроз государственной безопасности.

Положения закона, которые предлагается изменить


Участие граждан РФ в вооруженных конфликтах или действиях против России (ст. 208 УК РФ)


Текущая редакция: Сейчас ответственность установлена только за создание, руководство, финансирование вооруженного формирования и участие в нем.

Нововведение: Предлагается внести изменения в статью 208 УК РФ (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) и установить ответственность за участие в вооруженных конфликтах или действиях против РФ с применением вооружения и военной техники при отсутствии признаков государственной измены.

Поправки введут ответственность за факт участия граждан в вооруженном конфликте.

Субъектом данного преступления являются граждане РФ или постоянно проживающие в России лица без гражданства.

Что понимать под участием в вооруженном конфликте, в законопроекте не разъясняется, однако есть норма, предусматривающая ответственность за участие наемника в вооруженном конфликте (ч. 3 ст. 359 УК РФ). Судебная практика под участием в наемничестве понимает такие действия как исполнение приказов командования по визуальному наблюдению месторасположения вооруженных сил, несение караульной службы по охране мест дислокации вооруженного формирования, защиту от нападения на здания и сооружения, участие в боевых действиях за населенные пункты.

Можно ожидать, что новая поправка будет применяться в этом же направлении и привлекать к ответственности будут за аналогичные действия.

Предусмотренное наказание:
  • За создание, руководство и финансирование вооруженного формирования – лишение свободы на срок от 10 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 1 года.
  • За участие в формировании – от 8 до 15 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет.
  • По новой части статьи – за участие гражданина РФ в вооруженных конфликтах или действиях против РФ – наказание на срок от 12 до 20 лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет (ч. 3 ст. 208 УК РФ).

Переход лиц на сторону противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники (ст. 275 УК РФ)


Текущая редакция: Статья 275 УК РФ устанавливает ответственность за государственную измену, под которой в настоящее время понимаются следующие действия граждан РФ:
  • шпионаж*;
  • выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи тем же субъектам, направленной против безопасности РФ.

*Примечание: Шпионаж – это форма государственной измены, его следует отличать от самостоятельного преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ. Соответственно, шпионаж как форму госизмены (ст. 275 УК РФ) может совершить только гражданин РФ, а шпионаж как отдельное преступление (ст. 276 УК РФ) – только иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Субъект государственной измены – гражданин РФ, в том числе и лицо, имеющее гражданство двух государств.

Нововведение: Предлагается расширить понимание государственной измены: помимо уже существовавших деяний в виде шпионажа и выдачи гостайны, статья дополнится действием, связанным с переходом гражданина РФ на сторону противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники (ст. 275 УК РФ).

Каких-либо пояснений о том, как стоит понимать «переход», законодатель не дает, однако стоит вспомнить, что, например, советское уголовное законодательство понимало под такими действиями:
Переход гражданина СССР на сторону врага имел место в том случае, когда лицо фактически осуществляло деятельность  в пользу врага, выполняло задания противника или оказывало ему помощь по собственной инициативе в период вооруженного конфликта, а также, когда гражданин СССР перебегал на сторону противника и участвовал в проведении враждебной деятельности против СССР или когда оказывал помощь врагу, находясь на территории СССР.
Предполагается, что и наша судебная практика пойдет по этому пути.

Предусмотренное наказание: В законопроекте не говорится о расширении санкции за данный вид преступления. Сейчас за государственную измену предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных сил России в условиях вооруженного конфликта, военных действий с применением вооружения или военной техники  (ст. 276 УК РФ)


Нововведение: Предлагается отнести к шпионажу передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов РФ, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием РФ.

Однако передать их для целей настоящей статьи может только иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Ранее уже были схожие уголовные дела, но по статье 275 УК РФ (дело Оксаны Севастиди, которая отправила sms своему знакомому о передвижении российских танков. Спустя некоторое время она была помилована Президентом).

Теперь предлагается отдельно установить ответственность и для иностранных граждан, поэтому соответствующая поправка будет внесена в статью о шпионаже (ст. 276 УК РФ), субъектом которого является иностранное лицо.

При этом в проектной статье не указано, должны ли такие сведения составлять государственную тайну. Вероятно, имеется в виду, что полный перечень сведений, которые могут быть использованы против ВС РФ, не охватывается засекреченными сведениями и включает в себя не только сведения, составляющие государственную тайну.

Закон о государственной тайне относит к засекреченным сведениям, например, информацию по дислокации и численности войск.

Применительно к шпионажу сведения, которые передаются иностранному государству, должны составлять государственную тайну, режим которой установлен рядом нормативных актов.

Предусмотренное наказание: Расширения наказания по данной статье законопроектом не планируется. В настоящее время за шпионаж предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.

Конфиденциальное сотрудничество со специальными службами иностранных государств (ст. 275.1 УК РФ)


Нововведение: В целях совершенствования инструментов противодействия иностранным разведкам предлагается ввести статью 275.1 УК РФ (Конфиденциальное сотрудничество со специальными службами иностранных государств), которая предусматривает ответственность за конфиденциальное сотрудничество с иностранными спецслужбами иностранных государств, совершенное гражданином РФ при отсутствии признаков госизмены (под сотрудничество не попадают действия по шпионажу, выдаче гостайны, оказание помощи иностранному государству). 

Под осуществлением конфиденциального сотрудничества предлагают понимать тайное установление и поддержание контакта со специальной службой иностранного государства, международной или иностранной организацией либо с их представителями в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ.

Фактически, данная норма будет являться превентивной мерой для предотвращения совершения госизмены. Например, по данной статье можно привлечь к ответственности гражданина РФ, который установил связь с иностранной разведкой, но никаких иных действий (например, выдачу сведений, составляющих государственную тайну), он совершить не планировал. Если же он намеревался после установления сотрудничества, к примеру, выдать засекреченные сведения иностранным спецслужбам, но реализовать это не смог, то такие действия могут быть квалифицированы как приготовление к совершению государственной измены.

Как пойдет правоприменительная практика в случае введения данной нормы, покажет время, но вероятно, что такие тайно установленные контакты будут толковать максимально широко и относить к ним, например, и телефонные разговоры.

*Примечание к статье: под специальной службой иностранного государства предлагают понимать орган или организацию иностранного государства, осуществляющую разведывательную, контрразведывательную либо оперативно-розыскную деятельность.
Под международной или иностранной организацией предлагают понимать организацию, действующую в интересах специальной службы иностранного государства, а также международную или иностранную частную военную или разведывательную компанию.

Исходя из предлагаемого понимания термина «иностранная организация», под действие данной статьи не будет подпадать установление и поддержание контакта журналистами с иностранными изданиями.

Предусмотренное наказание: Наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 8 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Освобождение от ответственности: Лицо, которое добровольно и своевременно сообщит в компетентные государственные органы о своей связи с иностранной специальной службой, будет освобождено от уголовной ответственности императивно в случае, если никаких действий по исполнению полученного от специальных служб задания им совершено не было.

Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ)


Нововведение: вероятно, данная поправка является логическим продолжением криминализации публичных призывов*, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ. Мы уже затрагивали вопросы о призывах в одном из наших предыдущих аналитических материалов.

Субъект преступления – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Законопроектом не предусмотрено определение понятия «безопасность государства» для целей вводимой статьи. Если говорить о практике, то под действие данной нормы могут попадать деяния абсолютно различные по степени общественной опасности, каким-либо образом затрагивающие интересы государства.

В целом можно предположить, что такие публичные призывы могут быть, к примеру, направлены на дестабилизацию деятельности правоохранительных органов РФ.

*Примечание: Публичные призывы – выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению определенной деятельности. Уголовным кодексом уже установлена ответственность за осуществление призывов к осуществлению экстремисткой деятельности, а также за действия, направленные на нарушение территориальной целостности РФ.

Предлагаемое наказание:
  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  • лишение свободы на срок от 2 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • по части 2 максимальное наказание будет составлять 6 лет лишения свободы, а по части от 3 до 7 лет лишения свободы соответственно.

Участие за пределами РФ в деятельности или организации деятельности нежелательной в РФ иностранной или международной неправительственной организации (ст. 284.1 УК РФ)


Текущая редакция: Статья 284.1 УК РФ устанавливает ответственность за участие в деятельности на территории РФ (это важно!) иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой было принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности, предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг для обеспечения ее деятельности, а также организацию деятельности такой организации.

Нововведение: Сейчас все действия, которые охватываются данной статьей, должны быть совершены на территории РФ - лицо принимает участие либо организует деятельность организации, находясь на территории России. В случае введения поправок такие действия станут наказуемыми, если будут совершены также за рубежом. Например, если лицо, находясь за рубежом, будет участвовать в акции, которая проводится иностранной организацией, признанной на территории РФ нежелательной, то такие действия будут подпадать под измененную статью.

Предусмотренное наказание: Максимальное наказание сейчас:
  • по части 1 – 4 года лишения свободы,
  • по части 2 – 5 лет лишения свободы,
  • по части 3 – 6 лет лишения свободы.

Наемничество (ст. 359 УК РФ)


Нововведение: предлагается ужесточить наказание за наемничество. Статья в ее существующей редакции устанавливает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование и участие наемника в вооруженном конфликте и военных действиях. На практике данная норма работает только в части участия наемника в вооруженных конфликтах или военных действиях.

*Примечание к статье: наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Первый приговор по данной статье был вынесен в 2014 году за вербовку наемников для отправления их на территорию иностранного государства и службы на одно из бандформирований.

Предусмотренное наказание:
В действующей редакции статьи предусмотрено наказание:
  • по части 1 - лишение свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового,
  • по части 2 – лишение свободы на срок от 7 до 15 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет либо без такового.

Законопроект предлагает установить за наемничество следующее наказание:
  • по части 1 - лишение свободы на срок от 12 до 18 лет с ограничением свободы на срок от 1 до 2 лет либо без такового;
  • по части 2 – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет либо без такового;
  • по части 3 – лишение свободы на срок от 7 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового.

В какие акты еще вносятся изменения?


С целью уточнения подсудности и подследственности уголовных дел по предлагаемым составам, а также состава суда при рассмотрении данных дел, вносятся соответствующие корреспондирующие изменения в уголовно-процессуальное законодательство.


Аналитика Новости права Актуальное