Мошенничество
Присвоение или растрата
Злоупотребление полномочиями
Налоговые преступления
Криминальное банкротство
Коррупционные преступления
Отмывание денег
Взяточничество
Превышение или злоупотребление полномочиями
Халатность
Подлог
Налоговые преступления
Преступления в сфере экологии
Киберпреступления и кража данных
Мошеннические действия сотрудников
Учения «Внимание, допрос!»
Запросы из правоохранительных органов
Консалтинг
Обыск
Опрос
Допрос
Очная ставка
Выемка
НОВОСТИ

Консульский допрос

19 января 2022 года в Государственную Думу был внесен законопроект, которым предлагается расширить полномочия консульских учреждений, связанных с осуществлением процессуальных и следственных действий в уголовном процессе.
Как сейчас

В соответствии с действующим законом, чтобы провести допрос, обыск, осмотр, выемку, судебную экспертизу и прочие процессуальные действия на территории иностранного государства, нужно направить запрос в его компетентные органы.

Аналогичный порядок установлен и для вызова участников уголовного процесса для участия в следственных и процессуальных действиях, которые осуществляются на территории РФ (ч. 2 ст. 456 УПК РФ).

Что предлагают изменить?

Законопроектом предлагается установить, что в исключительных случаях:

  • суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации может внести запрос о проведении допроса, в том числе путем использования систем видеоконференцсвязи, или о передаче процессуальных документов консульскими должностными лицами Российской Федерации
  • запрос о вызове может быть направлен по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации консульским должностным лицам Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

По сути ключевой идеей законопроекта является наделение консульских учреждений полномочиями, связанными с организацией проведения допроса лиц, находящихся на территории иностранного государства и вызовом в Российскую Федерацию участников уголовного процесса для производства следственных и процессуальных действий.

Сейчас же подобные действия могут осуществляться только органами власти иностранного государства по запросу российской стороны.

Зачем?

Исходя из пояснительной записки к законопроекту можно сделать вывод, что главной целью данного решения является наличие проблем с исполнением недружественными странами запросов о международной правовой помощи.

Поэтому, по мнению авторов инициативы, расширение полномочий консульских учреждений позволит преодолеть существующие в настоящее время проблемы. Также отмечается, что у дипломатических представительств и сейчас есть ряд полномочий в рамках уголовного процесса, а подобные механизмы уже существуют в других государствах, например, в Польше.

Как это может работать на практике

Следственным органом с согласия МИД РФ в адрес российского консульства направляется запрос об организации проведения допроса. После его получения консульское учреждение проводит допрос лица в соответствии с требованиями УПК РФ или организует проведение допроса по видеоконференцсвязи самим следователем.

Что касается вызова участников уголовного судопроизводства для осуществления процессуальных и следственных действий на территории РФ, то законопроектом не предусмотрено изменений, за тем лишь исключением, что указанные действия будут осуществлять консульские учреждения.

Плюсы и минусы подобного решения

+ Целью
инициативы является обеспечение доступа к правосудию для лиц, которые проживают либо находятся за пределами территории России. В конечном счете это положительно влияет на всестороннее, полное и объективное рассмотрение уголовного дела.

— С другой стороны, в полной мере преодолеть поставленную в пояснительной записке проблему, а именно отказ недружественных стран в удовлетворении запросов об оказании правовой помощи, с помощью данного средства вряд ли возможно. Консульские учреждения могут действовать только на основе принципа добровольности, поскольку не обладают полномочиями по процессуальному принуждению к совершению процессуальных действий и априори не могут действовать силовым методом.

Кроме того, из законопроекта пока непонятно, насколько широко будет трактоваться понятие «исключительных случаев», и что будет подпадать под эту категорию.

Аналитику подготовил юрист АБ "Забейда и партнеры" Святослав Плотников

Ознакомиться с другими полезными материалами и задать вопросы можно на нашем официальном Telegram канале @zabeydapartners по ссылке.
Аналитика Новости права Актуальное