Отмывание денег
Коррупционные преступления
Криминальное банкротство
Налоговые преступления
Злоупотребление полномочиями
Присвоение или растрата
Мошенничество
Подлог
Халатность
Превышение или злоупотребление полномочиями
Взяточничество
Консалтинг
Запросы из правоохранительных органов
Учения «Внимание, допрос!»
Мошеннические действия сотрудников
Киберпреступления и кража данных
Преступления в сфере экологии
Налоговые преступления
Выемка
Очная ставка
Допрос
Опрос
Обыск
НОВОСТИ

Можно ли заменить наказание в судебном заседании, в котором осужденный не участвовал?

Адвокатская газета
Колпинский районный суд положительно ответил на этот вопрос, но защитник осужденного с таким подходом не согласен.
По словам адвоката, суд нарушил ст. 60.17 УИК, из которой следует, что осужденного, уклоняющегося от отбывания наказания, сначала нужно задержать, а потом водворить в помещение для нарушителей до решения суда. По мнению одного из экспертов «АГ», любое решение суда о замене осужденному другого вида наказания на лишение свободы, принятое без участия осужденного, должно быть отменено в вышестоящем суде. Другой подтвердил, что есть судебная практика, согласно которой вопрос о замене наказания можно разрешать только после фактического задержания осужденного.
18 января Колпинский районный суд г. Санкт-Петербурга разрешил вопрос о замене принудительных работ лишением свободы без участия осужденного в заседании.
Как следует из постановления (имеется у «АГ»), в марте 2019 г. осужденному Я. заменили неотбытую часть лишения свободы принудительными работами. Через год мужчина уехал из исправительного центра в отпуск, а потом попал в больницу и до июля 2020 г. находился в стационаре. После выписки Я. не явился в исправительный центр и на звонки не отвечал, поэтому начальник ИЦ объявил его в розыск. Позднее Я. объявляли в розыск еще дважды. Наконец, в ноябре мужчину задержали. Через час после водворения в помещение для нарушителей Я. вызвал скорую помощь, и его снова госпитализировали. На следующий день медики сообщили, что выписали мужчину «за самовольное покидание больницы». В исправительный центр Я. не вернулся, поэтому начальник ИЦ сначала снова объявил его в розыск, а затем подал представление о замене принудительных работ лишением свободы.
Колпинский районный суд пытался уведомить Я. о заседании – направил извещение в исправительный центр и по электронному адресу, который имелся у суда в связи с тем, что от имени Я. пришло ходатайство об отказе в удовлетворении представления администрации исправительного центра. Мужчина настаивал на том, что не уклонялся от отбывания наказания, а находился на амбулаторном лечении, «о чем неоднократно представлял в адрес ИЦ подтверждающие сведения (листки нетрудоспособности)». Несмотря на это, суд пришел к выводу, что «известить осужденного о дате судебного заседания не представилось возможным», и рассмотрел вопрос о замене наказания без него: «В настоящее время Я. объявлен в розыск, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении представления ИЦ в отсутствие осужденного».
В судебном заседании Я. защищал адвокат АП Ленинградской области Виктор Ермолаев. Он, в частности, говорил о том, что администрация исправительного центра не установила причину неявки осужденного в центр. Однако суд не принял этот довод. «После окончания прохождения стационарного лечения Я. не возвратился в ИЦ для отбывания наказания в виде принудительных работ, то есть, таким образом, уклонился от отбывания наказания», – указала первая инстанция.
Ссылку защиты на то, что осужденный неоднократно направлял в исправительный центр медицинские документы, подтверждающие амбулаторное лечение, суд также не принял. Напомнив о п. 31 раздела VIII Правил внутреннего распорядка исправительных центров, первая инстанция отметила, что после завершения лечения осужденный отправляется в ИЦ и лично передает администрации центра медицинскую выписку, подтверждающую время нахождения на лечении. Представление начальника исправительного центра было удовлетворено.
Виктор Ермолаев обратился в Санкт-Петербургский городской суд. В апелляционной жалобе (имеется у «АГ») защитник, в частности, указал, что первая инстанция не могла рассматривать вопрос о замене наказания без участия осужденного.
«Были нарушены положения ч. 2 и 3 ст. 60.17 УИК, из которых следует, что вначале осужденный должен быть задержан на срок до 48 часов с возможным продлением срока задержания до 30 суток, а далее – водворен до решения суда в помещение для нарушителей. Именно такая последовательность процессуальных действий во взаимосвязи с положениями ч. 2 ст. 10 УИК РФ и ч. 1 ст. 11 УПК РФ призвана обеспечить личное участие осужденного в судебном разбирательстве по вопросу замены неотбытой части принудительных работ лишением свободы и исключить заочное судебное разбирательство», – пояснил «АГ» Виктор Ермолаев. Аналогичное требование, подчеркнул он, содержится и в ст. 247 УПК, где законодатель в качестве общего правила также установил четкий запрет на судебное разбирательство без подсудимого.
«АГ» также попросила экспертов оценить позицию суда о возможности заменить вид наказания в судебном заседании, в котором осужденный не участвовал.
[...]
Адвокат АБ «Забейда и партнеры» Николай Яшин отметил, что в судебной практике встречаются разные подходы. Так, иногда суды рассматривают ходатайство о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы и без осужденного, ссылаясь на отсутствие его ходатайства об участии в судебном заседании (ч. 2 ст. 399 УПК), надлежащее уведомление и наличие защитника.
«Однако имеются решения, согласно которым вопрос о замене наказания может быть решен только после фактического задержания осужденного. Так, в постановлении Президиума Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2018 г. по делу № 44У-389/2018 сказано, что системное толкование ч. 3 ст. 399 и п. 18 ст. 397 УПК позволяет высказаться о невозможности рассмотрения представления инспекции о замене исправительных работ лишением свободы в отсутствие осужденного, о необходимости его розыска, обращении в суд с ходатайством о задержании на срок до 30 суток и о рассмотрении представления инспекции только после фактического задержания осужденного. Исключение из этого правила допускается лишь в случае, если осужденный, своевременно уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайствует о проведении слушания в его отсутствие», – рассказал адвокат.
В этом деле, заметил он, суд не стал удовлетворять ходатайство о замене исправительных работ, предложил начальнику уголовно-исполнительной инспекции организовать розыск осужденного и обратиться в городской суд с представлением о заключении скрывающегося осужденного под стражу.
«Таким образом, во всех случаях необходимо исходить из наличия в конкретном деле сведений о надлежащем уведомлении лица – отсутствия формального направления повесток, вложения их в почтовый ящик, количества извещений и иных принятых мер (СМС-извещение, телефонограммы о вызове в судебное заседание, вынесение постановления о приводе)», – подчеркнул Николай Яшин. По его словам, аналогичный подход применил Шестой кассационный суд общей юрисдикции в определении от 3 сентября 2020 г. по делу № 77-1931/2020.
Читать в источнике.
Бюро в СМИ