Президент России внес в Госдуму законопроект № 430594-7, которым предлагается изменить ряд законодательных актов с целью усиления контроля за соблюдением госслужащими Закона о противодействии коррупции.
Поправками предусматривается внесение изменений в Закон о банках и банковской деятельности, касающихся наделения руководителей государственных корпораций, государственных внебюджетных фондов правом получать справки по счетам физических лиц, а в отдельных случаях и юридических лиц при осуществлении проверок соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции.
Предполагаются внесение в ряд федеральных законов изменений, предусматривающих упрощенный порядок привлечения государственных и муниципальных служащих, работников госкомпаний, государственных внебюджетных фондов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) в случае признания ими факта совершения правонарушения, а также установление единого срока давности для применения взысканий – не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.
Кроме того, законопроектом уточняется порядок участия лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований.
Документом предлагается внести в Закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, изменения, согласно которым в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лицо было освобождено от своей должности, то полученные материалы направляются в органы прокуратуры. Такой контроль предлагается устанавливать по решению Президента, Правительства либо должностного лица, которое определит глава государства.
Предусматривает проект закона и то, что в целях пресечения случаев реализации или порчи имущества, в отношении которого прокурором заявлены требования об обращении его в доход государства, и совершения указанных действий на стадии проведения процедуры контроля за расходами предлагается закрепить возможность обращения взыскания на сумму, эквивалентную стоимости имущества, если его обращение в доход государства невозможно.
Документом также предлагается дополнить Закон об исполнительном производстве нормами, корреспондирующими с положениями проекта поправок в КоАП, о котором ранее писала «АГ», в части, касающейся отнесения к исполнительным документам определения судьи о наложении ареста на имущество юридического лица в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.
Комментируя проект закона, адвокат Ленинградской областной коллегии адвокатов Дмитрий Салыкин пояснил, что принятие данных мер повысит эффективность антикоррупционного контроля без привлечения дополнительных ресурсов. По его словам, обращают на себя внимание дополнительные «реанимационные» мероприятия в отношении фактически неработающей ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающей серьезную материальную ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
«Попытки использования данной статьи на практике в основном реализовывались правоприменителями в совокупности с обвинением в совершении коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) и дачей взятки (ст. 291 УК РФ). Однако широкого применения данная статья не получила, насчитывая единичные случаи привлечения к ответственности. Отнесение законопроектом определения судьи о наложении ареста на имущество юридического лица в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, к исполнительным документам, корреспондирующееся с соответствующими изменениями в КоАП РФ, является неоднозначным посылом правоприменителям об актуальности данной нормы в настоящее время и необходимости ее активного применения», – указал адвокат.
В то же время Дмитрий Салыкин отметил потенциальную неэффективность предлагаемых изменений в Закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, поскольку не предусматривается некий единый унифицированный и эффективный механизм его применения в отношении действующих и бывших чиновников. «Порядок поручений прокурору о контроле расходов и доходов того или иного лица носит централизованный характер и исходит от Президента РФ, Председателя Правительства РФ либо лица, назначенного Президентом. Такой порядок допускает вариативный подход к контролю, позволяет применять его выборочно, по усмотрению определенных лиц, что значительно снижает эффективность данного контроля и борьбы с коррупцией», – заключил эксперт.
Адвокат, младший партнер АБ «ЗКС» Алексей Буканёв считает, что внесение предлагаемых изменений является продолжением тренда по усилению антикоррупционной политики государства. «В указанных поправках более детально регламентирован порядок привлечения к ответственности, установлен общий срок, когда государственные служащие могут быть привлечены к ответственности, а именно не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения. Эти поправки расширяют полномочия Генеральной прокуратуры РФ в данной сфере», – указал адвокат.
Однако внесение изменений, направленных на усиление борьбы с коррупцией, считает Алексей Буканёв, по сути, создает такого рода барьеры, которые на практике можно переступить. По его мнению, фактически часть поправок носит формальный характер. «В нашей стране необходимо, в первую очередь, изменить правосознание граждан, чтобы победить коррупцию в той степени, в которой возможно. К сожалению, даже в прокуратуре России, которая контролирует данное направление, существует коррупция, что подтверждается рядом уголовных дел», – пояснил Алексей Буканёв.
Адвокат АБ «Забейда и партнеры» Артем Юдин считает, что внесение предложенных изменений вызвано выявленными в большом количестве пробелами в области непосредственно практики применения контроля за соблюдением Закона о противодействии коррупции.
«Каких-либо кардинально положительных изменений указанный законопроект проект в настоящее время вряд ли принесет, так как остается непонятным например то, как вообще любой госслужащий, совершивший коррупционное правонарушение, которое подтверждено результатами проведенной проверки, и тем более который сам признал свою вину в этом, может продолжать осуществлять дальше свои должностные обязанности на занимаемой им должности. Такой сотрудник в лучшем случае должен быть уволен по соответствующей статье Трудового кодекса РФ», – отметил адвокат. Он добавил, что на сегодняшний день необходимо кардинально менять сам Закон о противодействии коррупции, а не вносить в него изменения.