Отмывание денег
Коррупционные преступления
Криминальное банкротство
Налоговые преступления
Злоупотребление полномочиями
Присвоение или растрата
Мошенничество
Подлог
Халатность
Превышение или злоупотребление полномочиями
Взяточничество
Консалтинг
Запросы из правоохранительных органов
Учения «Внимание, допрос!»
Мошеннические действия сотрудников
Киберпреступления и кража данных
Преступления в сфере экологии
Налоговые преступления
Выемка
Очная ставка
Допрос
Опрос
Обыск
НОВОСТИ

ВС указал, что письмо в УФССП не должно подвергаться цензуре администрацией ИК

Адвокатская газета
Суд пришел к выводу, что в ч. 4 ст. 15 УИК используется универсальное понятие «Правительство Российской Федерации», которое применяется в отношении любого федерального органа исполнительной власти.

Адвокаты назвали определение Верховного Суда обоснованным. При этом один из них с сожалением констатировал, что заслуживающее положительной оценки решение высшей судебной инстанции, которым фактически расширен перечень органов, на которые не распространяется цензура переписки осужденных, является «каплей в море» и не решает более значимых проблем, например допустимости цензуры переписки осужденных (обвиняемых) с адвокатами.

Верховный Суд опубликовал Определение № 73-КАД20-1-К8, в котором признал незаконным осуществление цензуры администрацией колонии в отношении писем, направляемых в отдел судебных приставов.

Алексей Кабанов отбывает наказание в ФКУ ИК УФСИН по Хабаровскому краю. 15 апреля 2019 г. он передал администрации колонии закрытый конверт для отправки в Верх-Исетский районный отдел судебных приставов г. Екатеринбурга. На следующий день администрация, ссылаясь на п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, возвратила конверт мужчине, указав, что данная корреспонденция подается в открытом виде и подвергается цензуре.

Алексей Кабанов обратился в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ с административным иском к ИК о признании незаконными ее действий. Административный истец указал на нарушение его права вести переписку и подавать заявления в органы власти без осуществления цензуры со стороны администрации исправительного учреждения.

Отказывая в удовлетворении требования, суд исходил из буквального содержания предписаний ч. 4 ст. 15 УИК. Он пришел к выводу, что на почтовые отправления в адрес Верх-Исетского районного отдела судебных приставов не распространяются исключения относительно цензуры. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с таким выводом.

Алексей Кабанов обратился в Верховный Суд. Изучив кассационную жалобу, ВС указал, что ч. 4 ст. 15 УИК определяет, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные президенту, в палаты Федерального Собрания, правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека, Уполномоченному при президенте по правам ребенка, Уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте РФ, уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также адресованные в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Таким образом, подчеркнул ВС, федеральный законодатель, регламентируя порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами, исключил цензуру таких обращений, в том числе в адрес органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, которые, как это закреплено Конституцией, образуют единую систему исполнительной власти в России (ч. 2 ст. 77).

Высшая инстанция заметила, что согласно ст. 1 Закона о правительстве правительство является органом государственной власти РФ, осуществляющим исполнительную власть, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. Согласно ст. 12 закона, регламентирующей общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, правительство руководит работой и контролирует деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые подчиняются ему и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

ВС отметил, что п. 1 Указа президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет президент, определяются его указом, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет правительство – его постановлением (п. 2).

В соответствии с п. 1 Положения о ФССП, утвержденного Указом президента от 13 октября 2004 г. № 1316, ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр. Типовым положением о территориальном органе ФССП, утвержденным Приказом Минюста России от 21 мая 2013 г. № 74 (действовавшим на момент совершения оспариваемых действий), определено, что территориальным органом ФССП является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта (субъектов) РФ (п. 1.1), основной задачей которого является в том числе управление районными, межрайонными и специализированными отделами (подп. 1.4.3 п. «а»).
[...]
Адвокат АБ «Забейда и партнеры» Артем Саркисян посчитал, что всю проблематику рассматриваемого определения можно было бы свести к вопросу о том, относится ли отдел судебных приставов к числу органов, обращения осужденных к которым не подвергаются цензуре. «По сути, именно в этом и разошлись нижестоящие суды и Верховный Суд РФ», – подчеркнул он.

Артем Саркисян заметил, что кассационный суд общей юрисдикции назвал отдел судебных приставов структурным подразделением федерального органа исполнительной власти и пришел к выводу, что на почтовые отправления в адрес данного отдела не распространяются исключения относительно цензуры, предусмотренные ч. 4 ст. 15 УИК РФ и п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Верховный Суд же указал, что используемое понятие «Правительство Российской Федерации» в числе органов, обращения осужденных к которым не подвергаются цензуре, включает в себя любой федеральный орган исполнительной власти, в том числе и отдел судебных приставов. «Думаю, подобное толкование Верховного Суда перечня органов, обращения осужденных к которым не подвергаются цензуре, является обоснованным и законным», – посчитал адвокат.

При этом он с сожалением констатировал, что подобное, безусловно, заслуживающее положительной оценки решение высшей судебной инстанции, которым фактически расширен перечень органов, на которые не распространяется цензура переписки осужденных, является «каплей в море» и не решает более значимых проблем, например допустимости цензуры переписки осужденных (обвиняемых) с адвокатами. «В любом случае, какие бы акты ни принимали высшие судебные инстанции, проблема требует решения на уровне правоприменения, прежде всего путем повышения компетенции сотрудников службы исполнения наказания», – резюмировал Артем Саркисян.
***
Читать в источнике
Артем Саркисян Бюро в СМИ