Отмывание денег
Коррупционные преступления
Криминальное банкротство
Налоговые преступления
Злоупотребление полномочиями
Присвоение или растрата
Мошенничество
Подлог
Халатность
Превышение или злоупотребление полномочиями
Взяточничество
Консалтинг
Запросы из правоохранительных органов
Учения «Внимание, допрос!»
Мошеннические действия сотрудников
Киберпреступления и кража данных
Преступления в сфере экологии
Налоговые преступления
Выемка
Очная ставка
Допрос
Опрос
Обыск
НОВОСТИ

Приступить к расследованию незамедлительно

20 января 2023 года в Государственную Думу был внесен законопроект, ключевая цель которого – прекращение волокиты, допускаемой следователями при возвращении уголовного дела в следственный орган.

Предыстория вопроса

Уголовное дело возвращается в следственный орган по основаниям, указанным в законе. Чаще всего это происходит по инициативе прокурора или суда с целью производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков.

После возвращения уголовного дела следователь нередко затягивает с его принятием к своему производству и возобновлением по нему расследования. Одной из причин этого является законодательная недоработка, которая заключается в том, что процессуальные сроки расследования начинают течь именно со «дня поступления уголовного дела к следователю».

В случае если при поступлении уголовного дела в канцелярию следственного органа руководитель не спешил поручать производство следователю, то последний, соответственно, не принимает дело к производству. То есть обозначенный месячный срок не начинает течь (ст. 162 УПК РФ), а уголовное дело может лежать в канцелярии либо у руководителя следственного органа еще очень долго.

Такая схема, как правило, используется для уголовных дел, которые не имеют доказательной базы либо отсутствует состав преступления, а волокита связана с нежеланием прекращать производство по делу по реабилитирующим основаниям.

Подобные случаи есть и в практике нашего Бюро: суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении вернул уголовное дело прокурору, после чего следователь более одного года не принимал дело к производству, не совершал никаких процессуальных или следственных действий. Такая волокита была связана с отсутствием каких-либо доказательств, позволяющих подтвердить факт совершения преступления нашим доверителем.

Что предлагается


Обязать следователя принимать возвращенное уголовное дело к производству незамедлительно
Законопроектом предлагается установить, что если уголовное дело возвращено в следственный орган, то его руководитель обязан будет незамедлительно поручить производство предварительного следствия следователю, который, в свою очередь, незамедлительно должен принять его к производству.

Панацея ли?
В целом можно сказать, что предлагаемая инициатива поднимает важную проблему, но в таком виде ее не решает. Предлагаемая формулировка - «незамедлительно принять к производству» - может толковаться следователями также весьма широко (от нескольких дней до нескольких месяцев).

  •  Решить такую проблему мог бы, в частности, установленный конкретный процессуальный срок с момента возвращения дела в следственный орган для поручения расследования следователю и, соответственно, принятие им дела к производству.

  •  Либо же можно установить, что срок в один месяц для производства предварительного расследования после возвращения дела в следственный орган начинает течь с момента регистрации дела в канцелярии следственного органа.

Иные предложения


Увеличить срок утверждения прокурором обвинительного акта с 2 до 5 суток
Предложение представляется логичным, поскольку сегодня сроки утверждения составляют:
  • 10 суток – для обвинительного заключения (составляется по итогам предварительного следствия) ,
  • 2 суток – для обвинительного акта (составляется по итогам дознания),
  • 3 суток – для обвинительного постановления (составляется по итогам дознания в сокращенной форме).

При этом срок дознания в сокращенной форме меньше по сравнению с иными формами предварительного расследования и осуществляется только в случае признания подозреваемым своей вины.

Ряд «юридико-технических изменений», а именно установить, что
  • моментом окончания преступления, помимо уже прописанного в законе, является момент постановления о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела/уголовного преследования и назначения этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;
  • в случае отказа судом в удовлетворении указанного ходатайства по основаниям, указанным в законе, на производство следственных и процессуальных действий установить срок в один месяц.

Аналитику подготовил юрист АБ "Забейда и партнеры" Святослав Плотников


Ознакомиться с другими полезными материалами можно на нашем официальном Telegram канале @zabeydapartners по ссылке.

Актуальное Аналитика Новости права