Мошенничество
Присвоение или растрата
Злоупотребление полномочиями
Налоговые преступления
Криминальное банкротство
Коррупционные преступления
Отмывание денег
Взяточничество
Превышение или злоупотребление полномочиями
Халатность
Подлог
Налоговые преступления
Преступления в сфере экологии
Киберпреступления и кража данных
Мошеннические действия сотрудников
Учения «Внимание, допрос!»
Запросы из правоохранительных органов
Консалтинг
Обыск
Опрос
Допрос
Очная ставка
Выемка
НОВОСТИ

Приступить к расследованию незамедлительно

20 января 2023 года в Государственную Думу был внесен законопроект, ключевая цель которого – прекращение волокиты, допускаемой следователями при возвращении уголовного дела в следственный орган.

Предыстория вопроса

Уголовное дело возвращается в следственный орган по основаниям, указанным в законе. Чаще всего это происходит по инициативе прокурора или суда с целью производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков.

После возвращения уголовного дела следователь нередко затягивает с его принятием к своему производству и возобновлением по нему расследования. Одной из причин этого является законодательная недоработка, которая заключается в том, что процессуальные сроки расследования начинают течь именно со «дня поступления уголовного дела к следователю».

В случае если при поступлении уголовного дела в канцелярию следственного органа руководитель не спешил поручать производство следователю, то последний, соответственно, не принимает дело к производству. То есть обозначенный месячный срок не начинает течь (ст. 162 УПК РФ), а уголовное дело может лежать в канцелярии либо у руководителя следственного органа еще очень долго.

Такая схема, как правило, используется для уголовных дел, которые не имеют доказательной базы либо отсутствует состав преступления, а волокита связана с нежеланием прекращать производство по делу по реабилитирующим основаниям.

Подобные случаи есть и в практике нашего Бюро: суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении вернул уголовное дело прокурору, после чего следователь более одного года не принимал дело к производству, не совершал никаких процессуальных или следственных действий. Такая волокита была связана с отсутствием каких-либо доказательств, позволяющих подтвердить факт совершения преступления нашим доверителем.

Что предлагается


Обязать следователя принимать возвращенное уголовное дело к производству незамедлительно
Законопроектом предлагается установить, что если уголовное дело возвращено в следственный орган, то его руководитель обязан будет незамедлительно поручить производство предварительного следствия следователю, который, в свою очередь, незамедлительно должен принять его к производству.

Панацея ли?
В целом можно сказать, что предлагаемая инициатива поднимает важную проблему, но в таком виде ее не решает. Предлагаемая формулировка - «незамедлительно принять к производству» - может толковаться следователями также весьма широко (от нескольких дней до нескольких месяцев).

  •  Решить такую проблему мог бы, в частности, установленный конкретный процессуальный срок с момента возвращения дела в следственный орган для поручения расследования следователю и, соответственно, принятие им дела к производству.

  •  Либо же можно установить, что срок в один месяц для производства предварительного расследования после возвращения дела в следственный орган начинает течь с момента регистрации дела в канцелярии следственного органа.

Иные предложения


Увеличить срок утверждения прокурором обвинительного акта с 2 до 5 суток
Предложение представляется логичным, поскольку сегодня сроки утверждения составляют:
  • 10 суток – для обвинительного заключения (составляется по итогам предварительного следствия) ,
  • 2 суток – для обвинительного акта (составляется по итогам дознания),
  • 3 суток – для обвинительного постановления (составляется по итогам дознания в сокращенной форме).

При этом срок дознания в сокращенной форме меньше по сравнению с иными формами предварительного расследования и осуществляется только в случае признания подозреваемым своей вины.

Ряд «юридико-технических изменений», а именно установить, что
  • моментом окончания преступления, помимо уже прописанного в законе, является момент постановления о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела/уголовного преследования и назначения этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;
  • в случае отказа судом в удовлетворении указанного ходатайства по основаниям, указанным в законе, на производство следственных и процессуальных действий установить срок в один месяц.

Аналитику подготовил юрист АБ "Забейда и партнеры" Святослав Плотников


Ознакомиться с другими полезными материалами можно на нашем официальном Telegram канале @zabeydapartners по ссылке.

Актуальное Аналитика Новости права