Отмывание денег
Коррупционные преступления
Криминальное банкротство
Налоговые преступления
Злоупотребление полномочиями
Присвоение или растрата
Мошенничество
Подлог
Халатность
Превышение или злоупотребление полномочиями
Взяточничество
Консалтинг
Запросы из правоохранительных органов
Учения «Внимание, допрос!»
Мошеннические действия сотрудников
Киберпреступления и кража данных
Преступления в сфере экологии
Налоговые преступления
Выемка
Очная ставка
Допрос
Опрос
Обыск
НОВОСТИ

Уголовно-наказуемое сотрудничество с иностранцами

Мы уже писали про возможное ужесточение уголовной ответственности за преступления, посягающие на государственную безопасность. Сейчас хотелось бы сделать акцент на принятую статью 275.1 УК РФ, которая предусматривает ответственность за конфиденциальное сотрудничество с иностранным государством, совершенное гражданином РФ при отсутствии признаков госизмены.

Но если раньше уголовно-наказуемыми были только конкретные опасные действия, к примеру выдача гостайны, то как оценить степень общественной опасности любого взаимодействия с иностранным государством?  

Признаки уголовно-наказуемого иностранного сотрудничества согласно ст. 275. 1 УК РФ:


  1. Установление сотрудничества, т.е. первичные коммуникации с представителем иностранного государства, определение задач такого взаимодействия,
  2. Поддерживание таких отношений;
  3. Субъекты сотрудничества – представители иностранного государства, международной либо иностранной организации, например, государственные служащие, которые работают в парламенте, министерстве и ином ведомстве иностранного государства.
  4. Цель сотрудничества – оказать содействие в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ. То есть под действие данной нормы могут попадать абсолютно различные деяния, каким-либо образом затрагивающие интересы государства.

Так как данные поправки являются составляющей частью законопроекта о государственной измене, можно предположить, что данная статья направлена в том или ином виде на пресечение взаимодействия с «недружественными странами».

Итак, фактически норма криминализует любые личные и деловые контакты с иностранными государствами. Приведем конкретные примеры взаимодействия, за которые может быть уголовная ответственность:


1)     Финансирование международных или иностранных организаций
Регулярные перечисления денежных средств на счета различных иностранных организаций, финансируемых за счет государственных средств. Например, оплата подписки на иностранные государственные газетные издания, пожертвования в благотворительные фонды «недружественных стран».

2)     Конфиденциальное участие в конференциях, выступлениях, заседаниях международных организаций
Участие в закрытых заседаниях политической иностранной организации, деятельность которой затрагивает экономическую безопасность РФ.

3)     Журналистская деятельность российских граждан для иностранных СМИ
Риски уголовного преследования могут возникнуть для российских журналистов, которые под псевдонимом публикуются в иностранных газетах и журналах. Написание статей, текстов, проведение журналистских расследований для данного издания может подпадать под состав 275.1 УК РФ. Тем более, если издание выпускает репортажи, дискредитирующие действия российского правительства.

4)     Оказание технической помощи международной или иностранной организации

Поставки компьютерной техники, средств связи, помещений в аренду и прочей помощи иностранным фондам.

Примеров может быть больше, но уже сейчас можно предугадать, как будет складываться практика, поскольку действующий закон не соответствует требованиям правовой определенности: граждане фактически не могут предугадать, какие контакты с иностранным государством могут быть определены следствием как заведомо «недружественное» сотрудничество, затрагивающее безопасность и интересы российского государства.

Аналитику подготовила Дарья Горошилова, юрист АБ "Забейда и партнеры".
Аналитика Новости права Актуальное